ПРОЕКТ ПО ЦИФРОВОМУ ВОССОЗДАНИЮ СТАРИННЫХ ШРИФТОВ И ШРИФТОВЫХ ГАРНИТУР
РЕКОНСТРУКЦИЯ (ВОЗРОЖДЕНИЕ) ШРИФТА — переработка существующего или исторического шрифта для новой технологии воспроизведения или по эстетическим и другим причинам. Как правило, в таких случаях рисунок знаков подвергается минимальной перерисовке с учетом искажений старой технологии и технических ограничений новой. Также бывает, что старинный шрифт перерабатывается более существенно, тогда говорят, что разработка шрифта проходила «на основе» или «по мотивам» того или иного исторического прототипа. Многие современные цифровые шрифты (шрифт, описанный с помощью цифровых данных) представляют собой реконструкции старых шрифтов периода металлического набора или фотонабора (набор с помощью фотонаборных машин). Иногда прототип не сохранился в металле, и дизайнер вынужден оперировать оттисками шрифта, часто неполными и низкого качества. В этом случае процесс создания нового шрифта воистину заслуживает названия «возрождения» некогда существовавшего, но исчезнувшего объекта.
Факсимильная реконструкция — воспроизведение исторического шрифта, часто в другой технике (для фотонабора или в цифровом виде) при сохранении всех неправильностей и характерных особенностей оригинала.
Цель этого проекта попытаться вернуть в цифре утраченные, отечественные дореволюционные и не только, образцы металлических наборных шрифтов для использования в современных условиях.
Книги о шрифтах, каталоги и альбомы
В разделе представлены книги о шрифтах, альбомы и каталоги, а также видео рассказывающее о типографском деле.
Новости проекта
Русский эльзевир Вольфа.
Воссоздание шрифта Русский эльзевир, Словолитного заведения и издательства Маврикия Осиповича Вольфа. Гарнитура будет включать в себя три начертания: прямое светлое и курсивное светлое, выпущенных словолитней в 1874 году, а также доработанная в 1900 году версия прямого светлого начертания.
"Шрифт разработан в 1874 году по личной инициативе М.О.Вольфа. Сама идея построения эльзевировского шрифта на основе голландских шрифтов и русских образцов прошлого века (в том числе скорописных почерков конца XVII — начала XVIII века) была оригинальна. Он был нарезан в размерах от нонпарели до крупных кеглей в прямом и курсивном начертаниях. Как отмечается в книге образцов Вольфа, в основу построения этого шрифта были взяты голландские образцы эльзевиров XVII века, причем для специфических русских букв были нарезаны новые пунсоны с учетом особенностей графики русских шрифтов XVIII века.
В рисунке эльзевировского шрифта словолитни Вольфа мы находим элементы, встречавшиеся ранее в шрифте газеты «Современная летопись» 1861 года.
Эти элементы следующие:
1) строчные буквы «г», «к» и произведенная от «к» «ж», а также «и», «п» построены на основе латинских строчных букв; 2) верхние засечки в строчных буквах построены только с левой стороны. Изменены были также рисунки строчных букв «ъ», «ы», «ять». Кроме того, в эльзевировский шрифт были внесены новые элементы: начертания строчных букв «б», «в», «м», «д» и прописного «Д» приближены к скорописным образцам конца XVII — начала XVIII века.
Характер скорописного «хвоста» прописной буквы «Д» повторяется в буквах «Ц», «Щ». Прописная буква «Ч» имеет сходство с образцами славянского полуустава. Вертикали в прописных буквах «ц», «ш», «щ» построены подобно строчной латинской букве «u». В связи с тем что новый шрифт по рисунку резко отличался от ранее применяемого образца, отдельные буквы были нарезаны в нескольких вариантах (старые и новые начертания) Новый рисунок шрифта применялся только в изданиях Вольфа."
Русский типографский шрифт, А.Г.Шицгал, 1974 г.